Главная » Статьи » Секреты Политики |
В 41-м регионе России учреждены 32 ордена, 81 медаль и 4 звания «Героя». Изготовлены эти «параллельные» награды из золота, платины, серебра с бриллиантами и рубинами
Медальный зуд
В конце 2010 года губернатора Краснодарского края Александра Ткачева представили к ордену с интересным названием: «За выдающийся вклад в развитие кубанского казачества» – есть, оказывается, и такой! Но после массового убийства в Кущевской награждать губернатора не решились.
Эта экзотическая регалия – не самопальная цацка, коим несть числа на груди ряженых казачков: орден «За выдающийся вклад в развитие кубанского казачества» и медали «Князь Гри-
горий Потемкин», «Атаман Антон Головатый» и «Атаман Захарий Чепега» учреждены законом Краснодарского края от 1 июля 2008 года №1518-КЗ «О наградах Краснодарского края за вклад в дело служения кубанскому казачеству». Награжденный еще имеет право «поместить его уменьшенное изображение на эфес казачьей шашки…»
Прямо детские игры, неужели кубанцам мало государственных наград, если свои приходится выдумывать? Ведь в наградной системе России одних только орденов 15, не считая звезды Героя, Георгиевского креста и 16 медалей.
В Краснодарском крае эта наградная система, параллельная и даже противоречащая государственной, расцвела уже давно. Еще в 1997 году губернатор Николай Кондратенко учредил первую местную медаль «За вклад в развитие Кубани – 60 лет Краснодарскому краю» трех степеней (I степень, кстати, из золота – 28,35 грамма, во второй 142,5 грамма серебра). В феврале 2000-го «батька Кондрат» учреждает еще одну медаль, «За выдающийся вклад в развитие Кубани», тоже трех степеней. Затем его почин подхватил Александр Ткачев, введя в 2002-м звание «Герой труда Кубани» – с золотой звездой впридачу! И теперь на Кубани утвердилась собственная наградная система, к государственной не имеющая отношения: золотая звезда «Герой труда Кубани», тот самый орден «на грудь и на шашку» и не менее пяти медалей...
Но не одна Кубань охвачена сепаратным медальным зудом: собственными орденами, медалями и геройскими званиями к настоящему моменту обзавелось не менее 41 субъекта федерации.
Отведенной газетной площади вряд ли хватит, чтобы перечислить хотя бы часть местечковых «госнаград». Вот самые экзотические: ордена «Тан Чолмон» (или «Утренняя звезда», Республика Алтай), якутский – «Полярная Звезда», калмыкский – Белого Лотоса, башкирские ордена «За заслуги перед Республикой Башкортостан», Дружбы народов, Салавата Юлаева и медаль – «Материнская слава». Казань обзавелась тремя медалями и орденом – «За заслуги перед Республикой Татарстан»: восьмилучевая серебряная звезда, в центре которой круглый золотой медальон с изображением барса. По окружности медальона на зеленом эмалевом поле надпись: «Татарстан Республикасы каршындагы казанышлары очен». В Туве свой орден без затей так и назвали: «Орден Республики Тыва», в Дагестане – «За заслуги перед Республикой Дагестан», ингушский орден поименован проще – «За заслуги». Осетинские регалии пышней: орден «Слава Осетии», медали «Во славу Осетии» и «Знак Почета». В Мордовии и вовсе обзавелись орденом… «Слава» – трех степеней! Есть орден «За заслуги перед Хакасией», орден «За заслуги перед Чувашской Республикой», высшая награда Чечни – орден Ахмата Кадырова. Из сообщений официального портала правительства ЧР можно узнать о существовании еще одного ордена – «За развитие парламентаризма в Чеченской Республике». Парламентаризм в Чечне – это сильно, за такое точно надо орден давать!
В Ставропольском крае орденов еще нет, зато учреждено звание «Герой труда Ставрополья» (с золотой звездой) и медали – «За заслуги перед Ставропольским краем» и «За доблестный труд» I, II и III степеней. Свой орден в Астраханской области («За заслуги перед Астраханской областью»), Калининградской («За заслуги перед Калининградской областью»), в Костромской области учредили орден «Труд. Доблесть. Честь», медаль «Материнская слава» трех степеней и медаль «За верность отцовскому долгу». В Московской области – ордена Ивана Калиты и «Во славу законности», в Нижегородской – «За гражданскую доблесть и честь» I, II и III степеней, да еще медали – «Благотворитель земли Нижегородской»(золотая, серебряная и в бронзе). Ульяновская область обзавелась орденом «За проявленное мужество» и четырьмя медалями...
Цветы сепаратизма
Даже беглый взгляд на местечковую медально-орденоносную статистику опровергает представление, что наиболее мощно сепаратистские настроения разгулялись во время «парада суверенитетов» ельцинской эпохи. При Ельцине свои регалии учредили 10 регионов. Поначалу делали это тихо и с опаской: ну как Кремль за эти проказы выпорет. Первой учредила свою медаль Тува – в 1992 году, намекнув на свою «суверенность». Вслед за Тувой своих наград возжелали и в Элисте: там учредили звание «Герой Калмыкии» с высшим орденом Белого Лотоса. В 1994-м Тува, осмелев, тоже учреждает еще и орден. А затем пауза: в 1995 году ни один из регионов не рискнул учредить даже самой завалящей медальки. Война в Чечне и разрушительный штурм Грозного наглядно показали вождям улусов, что Кремль в борьбе за целостность страны не остановится ни перед чем. Зато когда Москва стала проигрывать чеченскую кампанию, у региональных баронов вновь прорезался медальный зуд.
Однако львиную долю «параллельных» орденов и медалей учредили в разгар путинской кампании по «укреплению вертикали власти»! Отмена выборности местных вождей процессу «орденизации» никак не помешала: собственные ордена и медали ввели в 41 регионе страны. В трех – золотые звезды собственных Героев – едва ли не точные копии государственных Золотых Звезд Героев! Так что ныне в наличии 32 региональных ордена, 81 наградная медаль и четыре местечковых звания «Героя». А если учесть степени – орденов уже 40 и больше 100 медалей, и на выходе орден «За заслуги перед Амурской областью» с медалью.
В Положении о государственных наградах РФ говорится, что «учреждение или изготовление знаков, имеющих схожее название или внешнее сходство» с наградами СССР и РФ, влечет «ответственность в соответствии с законодательством». Но еще ни один из региональных баронов не привлечен к ответственности за штамповку золотых звезд «Героев» или за само использование терминов «орден», «медаль» и «государственная награда». Правда, в ряде регионов чиновникам хватает ума величать такие регалии не орденами и госнаградами, а «знаками отличия» области или губернатора.
Сами по себе эти цацки и побрякушки, конечно, лишь мелкие прыщи местничества и сепаратизма. Но под ними кроется опасная опухоль: расцвет этой местечковой наградной системы – явный симптом тяжкой болезни всего организма, развала государства и девальвации его ценностей.
«За заслуги перед губернатором»
Бегло пролистав указы президента РФ, особенности национальной наградной системы понять несложно: трактористы, доярки и слесари в «медальных» разделах тех указов изредка попадаются, еще реже – рядовые учителя и врачи. В основном же начальники и военачальники, да еще спортсмены и артисты – номенклатурный подход рулит. А как с этим в регионах?
По опубликованным на веб-сайте губернатора Ставропольского края постановлениям о награждениях медалями («За заслуги перед Ставропольским краем» и «За доблестный труд» разных степеней) за 2010 год, из 129 «медалистов» лишь 17 – трактористы, машинисты, слесари, электрики и прочие труженики села и города. Еще пара преподавателей, даже хормейстер есть. Все остальное – начальственная номенклатура: местные министры и их замы, чиновники аппаратов губернатора и краевого правительства, главы районов и директора АО, начальники ФГУПов и газпромовские менеджеры, атаманы и профсоюзные функционеры.
Золотой медалью «Герой труда Ставрополья» награждено 50 человек, биографические справки 40 из них есть на сайте губернатора. К простым труженикам можно отнести лишь 15 человек, преобладает начальственный состав. Как было обойти золотой звездой главврача санатория Управления делами Президента «Москва» (Ессентуки) Валентину Демченко, если в том заведении восстанавливают свое драгоценное здоровье очень ответственные товарищи? Опять же, нельзя обидеть и Василия Зиновьева – ныне депутата Госдумы пятого созыва, а в недавнем прошлом – гендиректора газпромовской «дочки», ООО «Кавказтрансгаз». И как не вручить золотую звезду атаману Терского войскового казачьего общества Василию Бондареву, который в 1988 году окончил «Академию наук при ЦК КПСС»? Нельзя было обойти геройской медалью и ректора Ставропольского государственного аграрного университета – немалая часть краевого чиновничества свои дипломы и ученые степени получила именно в этом вузе, может, даже без отрыва от служебных кресел.
В когорте кавалеров кубанской Золотой звезды тоже преобладают номенклатурные товарищи. А как, например, было не пожаловать золотой звездой экс-губернатора Кондратенко, верных мэров или ректора аграрного университета, тоже главной кузницы чиновничьих кадров края?! «Герои», правда, порой попадают в нехорошие истории. В 2007 году Александр Ткачев соизволил наградить золотой медалью «Героя труда Кубани» начальника ГУВД края генерал-лейтенанта Сергея Кучерука – того самого, которого президент Медведев с позором погнал после убийства в Кущевской.
Столь же номенклатурно-элитный подход при раздаче местечковых регалий превалирует и в других регионах.
Как награждают в Марий Эл? Как и везде. Из официальных сообщений: президент Республики Марий Эл Леонид Маркелов вручил медаль ордена «За заслуги перед Марий Эл» заместителю председателя правления Волго-Вятского банка – управляющему отделением Марий Эл Сбербанка России Валентину Цивильскому. А вот руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл Фарид Ханафеев получил уже орден «За заслуги перед Марий Эл» II степени, такой же орден вручен первому заместителю главы правительства, министру сельского хозяйства и продовольствия республики Александру Егошину, медали ордена «За заслуги перед Марий Эл» получили первый замминистра финансов Марий Эл Гульфия Габдул-Бариева и замначальника следственного изолятора №1 Гаптульфарт Хасанов.
Орден Ивана Калиты Московской области явно чисто чиновничий: в его кавалерах главы администраций районов, городов (в том числе скандально известный мэр Химок Владимир Стрельченко).
Учредитель башкирских орденов Муртаза Рахимов сам и стал их кавалером – «За заслуги перед Республикой Башкортостан», Салавата Юлаева и Дружбы народов. Единственная башкирская награда, которую не успел получить Рахимов – медаль «Материнская слава».
Ордена «За заслуги перед Муртазой» – так его чаще называют в Башкирии, также обрели прежний премьер башкирского правительства Рафаэль Байдавлетов (он получил еще и орден Салавата Юлаева), официозный поэт Равиль Бикбаев (у него еще и местный же орден Дружбы народов), руководитель администрации президента Башкирии и председатель Совета директоров ОАО «Башкирэнерго» Николай Курапов, экс-спикер Курултая Константин Толкачев... Механизаторов и доярок местными орденами тоже иногда жалуют, но приоритет отдается номенклатурным товарищам.
За что именно такая честь гражданам-чиновникам? Да как было не наградить медалью «Слава Адыгеи», скажем, министра спорта Виктора Мутко? В марте 2009-го он открыл в Майкопе новый стадион, строительство которого началось по просьбе самого же Мутко. Информагентства тогда поведали, как министр «обещал оказать содействие» по федеральной программе, если Адыгея изыщет средства на стройку. Те изыскали 71,5 миллиона рублей, за полгода что-то возвели и министр торжественно сообщил: объект попал в федеральную программу софинансирования, так что в течение пары лет из федерального центра поступит на реконструкцию еще 117 миллионов рублей. Злопыхатели, несомненно, вспомнят слова «распил» и «откат». Но мы же верим, что Мутко порадел ресурсоемкому проекту искренне и почти бескорыстно – только лишь медаль получил.
Газета «Совершенно секретно» уже писала («Золотой колос», №9 за 2010 г.) о видимой связи многочисленных местных регалий Алексея Гордеева (в бытность его министром сельского хозяйства) с раздачей по линии его ведомства дотаций регионам. Известно, сколь много было пользы от дотаций, сгинувших в топке нестабильного Кавказа или пошедших на развитие животноводства в зонах вечной мерзлоты.
Взятка в виде ордена
Случайно или нет, но редкий региональный владыка в своем медально-орденском производстве может обойтись без злата-серебра и драгоценных каменьев, от лалов и яхонтов до бриллиантов включительно. Еще примечательно: чем беднее и дотационнее регион, тем пышнее его кресты и звезды. На калмыкский орден Белого Лотоса драгсырья не пожалели, бляха вышла неслабая:
32-лучевая звезда из платины и золота – золотой круг, расходящиеся пучки платиновых лучей. И, конечно же, каменья – по бриллианту на кончиках четырех лучей. В центре круга платиновое рельефное изображение белого лотоса, под которым, опять же, бриллиант – уже увесистый. Центральная часть драгоценной побрякушки заключена в золотую сдвоенную «ваджру» – ритуально-мифологическое орудие в буддизме. В золотом кольце вокруг платинового лотоса восемь крупных рубинов, а между ними – еще восемь крупных бриллиантов. Настоящее произведение искусства, реальную стоимость которого затруднится определить даже искушенный ювелир – одних лишь бриллиантов там 13, да еще восемь рубинов, не считая платины и золота. Притом что учреждена драгоценная награда, мягко говоря, не в самую богатую пору – в августе 1993 года, и, мягко говоря, не самой состоятельной из республик. Не секрет, что Калмыкия, не пожалевшая на эти бирюльки платины и бриллиантов, дотировалась и дотируется из госбюджета – когда на все сто процентов, когда на 40.
Якутский орден «Полярная Звезда» – аккурат золотое ведерко с бриллиантовой «икоркой». Цитирую официальное описание ордена: орден «представляет собой восьмиконечную звезду, лучи которой украшены якутским орнаментом на белой и голубой эмали. Пространство между лучами заполнено синей перегородчатой эмалью. В центре звезды – круг, покрытый красной эмалью, на нижней его части надпись «Полярная Звезда». В верхней части центрального круга и по всей окружности вновь расположены элементы традиционных якутских орнаментов, символизирующие единство коренных народов Якутии. В центре ордена на зеленой эмали расположен крупный бриллиант диаметром 3 мм – символ «Полярной Звезды». Материал ордена: золото 750-й пробы, горячие эмали, бриллианты. Колодка также выполнена из золота 750-й пробы в характерном стиле. Шейная лента выполнена в цветах Государственного флага Республики Саха (Якутия). Вес золота – 165 г. Вес бриллианта – 0,45 г. (диаметром 3 мм – 1 штука)». Одно лишь золотишко потянет на 7-10 тысяч долларов. А ведь еще и бриллиант весом в 0,45 грамма (т. е., 2,25 карата) и, надо полагать, безупречной чистоты. Уж какие только онлайн-калькуляторы по вычислению стоимости бриллиантов не пытал, все оценивают подобный камушек примерно в 140-145 тысяч долларов! Вольно же так распоряжаться деньгами – не совсем уж и своими – региону, получающему в качестве траншей центра как минимум 35 процентов своего бюджета...
Отдельная история – орден Ахмата Кадырова: 33-мм в диаметре увесистый кругляш из золота 750-й пробы – 55-60 граммов. Колодка – тоже из золота, а ее лицевая инкрустирована под цвета российского флага: сначала бриллиантовая полоса – 36 бриллиантов, вес 1,08 карата; за ними полоса сапфировая – тоже 36 камушков, вес 1,8 карата. Замыкает колодку рубиновая полоса – 36 рубинов весом 1,8 карата. Золотая звезда Героя России куда скромнее этого регионального ордена – в ней лишь
21 грамм золота! Кадыровская регалия, оценочно, потянет не менее чем на 50 тысяч долларов. Это нормально, когда российский регион, финансируемый из госбюджета, мало того что учреждает свои ордена-медали, так еще и штампует высшую награду из золота с обильной россыпью драгоценных камней? Рамзан Кадыров и ряд других награжденных этим «орденом», судя по снимкам в СМИ, носят его выше государственных наград России – явное нарушение российского законодательства.
Впрочем, разве золотые звезды «Героев труда» Ставрополья и Кубани – не нарушение законодательства? Они схожи с госнаградами СССР и России не только по названию, но и внешне. Золотая звезда «Герой труда Ставрополья» – один в один Золотая звезда «Серп и молот» Героя социалистического труда. Из официального описания: «Медаль «Герой труда Ставрополья» представляет собой пятиконечную звезду с гладкими двугранными лучами на лицевой стороне. Длина луча – 16 мм. В центре звезды расположено рельефное изображение герба Ставропольского края... Медаль и колодка золотые, вес 21 грамм».
Кубанская звездочка тоже неплоха: «Основание изготавливается из золота Аu-585 пробы и представляет собой рельефную пятиконечную десятигранную звезду (2,8 мм в разрезе). На лицевой стороне медали в центре звезды изображен рельефный герб Краснодарского края, помещенный на гладкой поверхности среза. Длина одной стороны луча по внешнему контуру 11 мм, по внутреннему – 6,8 мм».
Шикануть решили даже в далеко не самом богатом Калининграде: орден «За заслуги перед Калининградской областью» – серебряный крест, украшенный ограненными пластинами из янтаря, в углах креста – вензеля императрицы Елизаветы из золота.
У Ленинградской области орденов формально нет, зато областной знак отличия солиднее большинства из них: знак отличия «За заслуги перед Ленинградской областью» представляет собой серебристую семилучевую звезду, в окончании лучей которой находится по одному мелкому бриллианту. Знак отличия Ленинградской области «За заслуги перед Ленинградской областью» и фрачный знак изготовлены из золота и серебра».
По большому счету, все эти золото-платиновые бляхи с «брюликами», рубинами, сапфирами и прочими изумрудами, никоим образом государственными наградами не являющиеся, – чем не замечательный способ легальной дачи взятки в особо крупных размерах? Вельможа из какой-нибудь Кемской волости изготовляет орденки за государственный счет. Чтобы потом легально вешать эти ювелирные изделия ценой 50-150 тысяч долларов на грудь чиновнику – от которого зависит, например, получение дотаций.
Региональные награды чаще всего – келейные, ими жалуют со своего барского плеча провинциальных деятелей. В этом наградном деле гласность совершенно ни к чему и потому из открытых официальных источников сложно, а то и вовсе невозможно узнать, кого и за что награждают. То же, что доступно, вызывает лишь риторический вопрос: перед кем имеют заслуги кавалеры крестов и звезд – перед узким кругом лиц с деньгами? Ведь, повторюсь, в списках награжденных чаще фигурируют «конкретные» начальники, «авторитетные» хозяева губерний и «владельцы заводов, газет, пароходов». Так не проще ли все эти побрякушки переименовать в ордена «За заслуги перед губернатором»? В самих регионах их так уже называют. Все эти награды – не только «прыщи сепаратизма», но и символ принадлежности к местечковой элите – билет закрытого клуба для своих. Новая номенклатура сама для себя учреждает собственные ордена, сама себя и награждает.
Владимир Воронов | |||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 859 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |