Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Мир Политики

Пятница, 22.11.2024
Главная » Статьи » Секреты Политики

Янукович забил на Конституцию особо извращенно

Не прошло и 10 суток с того момента, как Виктор Янукович на глазах у всего мира поклялся на Конституции быть ее гарантом, – а его подельники уже «забили» на эту не интересную им книжку в особо извращенной и циничной форме.

Бежит юрист, бежит нардеп, стреляют на ходу…

(на тему детского стихотворения С. Михалкова «В Музее В.И.Ленина»)

Парламент Украины всерьез собрался переформатироваться. Депутаты почти добились сегодня единственного «представительского мандата», но зато какого! – на право беспрепятственно представлять, выражать и отстаивать интересы власти.

Дело за малым – за торгом перед вторым чтением, которое, как только что было обещано, не за горами, хотя изначально планировалось уже сегодня… Но и первая попытка однозначно пошла в зачет. Согласитесь, если незадачливому воришке не удалось сегодня обчистить чью-то квартиру (сигнализация сработала, соседи проявили бдительность, хозяева вернулись или собака проснулась), то это не делает негодяя честным человеком. В конце концов, милицейские протоколы и хроники кишат стандартным оборотом «задержан при попытке»…

Скоропалительная «конституционная реформа» образца 2004 года, последствия которой ощущались практически весь срок президентства Ющенко, стремится к своему логическому финалу. Нардепы решили избавить себя от любых обязательств не только перед рядовыми избирателями, но и перед какими-либо партиями – кроме «партии власти», у корыта которой они спешат занять наиболее выгодные места. И для этого, оказывается, не требуется не то что «всенародных референдумов» или досрочных выборов, но даже и конституционного большинства в 300 голосов! А уж о том, что нарушено обещание, содержащееся в инаугурационной речи Януковича («Парламент – це місце для дискусій»), даже и вспоминать смешно.

«Коротенький законопроект», как охарактеризовал его сегодня один из инициаторов проекта закона «Про затвердження змін до статті 61 Закону України «Про Регламент Верховної Ради України» нардеп от Партии регионов Валерий Бондик (да-да, тот самый «заслуженный юрист», биографию которого мы намедни вспоминали), был и легализован в кратчайшие сроки: вчера был зарегистрирован, а сегодня оперативно проголосован (в 1-м чтении) уже на утреннем заседании ВР.

Откровенность, с которой представители высшего законодательного (!) органа сознательно пошли на нарушение Конституции, не может быть оправдана никакими «отмазками», которыми прикрываются эти деятели, ссылаясь на особенности «текущего момента» (мол, в стране тяжелая ситуация, денег на досрочные выборы нет, и т. п.). «Ситуация» – она всегда «такая»: то посевная, то уборочная, – и всегда в этой жизни находится «веский» повод обернуть объективные (или рукотворные) проблемы для получения максимальной выгоды отдельно взятых лиц. И когда вопрос встает ребром: или самороспуск Рады, или нарушение Конституции (так подвел итог сегодняшнего обсуждения с главами фракций указанного «законопроекта» спикер Литвин), – то, разумеется, второе выглядит более предпочтительно для избранников. Тем более для тех, которым, как тому же Литвину и членам его фракции, на досрочных выборах ничего не светит.

Понятно, что и многим «оранжевым» парламентариям ничто не гарантирует проникновение в следующий, «досрочный», парламент. Но, во-первых, у них все же есть свой электорат, во-вторых, они могут идти на выборы с высоко поднятым лбом, на котором аршинными буквами будет выбито: «Защитник конституционного строя», а в-третьих, и это главное, им, кроме статуса «лузеров» и неприкосновенности, терять-то и нечего. В отличие от того же Литвина, которому в существующей ситуации ничего (кроме гипотетических показаний Пукача о заказчиках убийства Гонгадзе) не угрожает. Ведь в соответствии с нормами нового регламента Владимира Михайловича нельзя снять с прогретого им до дыр кресла так же легко, как его предшественника Яценюка или какое-нибудь правительство (вчера для отставки Кабмина Тимошенко, напомним, хватило 243 голосов), – для этого потребуется «политическая воля» уже 300 нардепов…

И то, что ситуация (точнее подходит веселое слово «обстановочка») в Верховной Раде складывается просто анекдотическая, поборников нового метода формирования «коалиции» просто не волнует. «Алиби» они себе заготовили – ссылка на несовершенство действующей Конституции, которое так возбудило их именно сейчас. Понятно, что редакция «Обкома» – это не Конституционный Суд, который уже однажды истолковал «коалиционную» норму Основного Закона таким образом, что и по сей день оставил «широкое поле» для диаметрально противоположных ее толкований. Но, с другой стороны, не стоит забывать, что предшественники нынешних конституционных судей когда-то с тем же выражением своих высоколобых лиц всерьез настаивали, что второй президентский срок Кучмы – это всего лишь первый срок и вовсе не мешает Леониду Даниловичу баллотироваться в президенты в третий раз... Так что попробуем опереться на здравый смысл, сколь это возможно в данной ситуации.

Итак, пресловутая часть 6-ая статьи 83-ой Конституции гласит: «У Верховній Раді України за результатами виборів і на основі узгодження політичних позицій формується коаліція депутатських фракцій, до складу якої входить більшість народних депутатів України від конституційного складу Верховної Ради України». Давайте проведем мысленный эксперимент: сформулируем эту норму так, чтобы понятие «фракции» и «большинство» – остались, а «народных депутатов» – не было. Получилось? «Вот в том-то и оно», – как говорил один из бывших начальников донецкой милиции. Если у вас есть иные нормы измерения коалиции – не в «депутатах», а в иных «условных единицах», то вам нужно срочно сообщить об этом или Владимиру Литвину, или руководству Партии регионов.

Другими словами, ясно, что фракции составляют депутаты, а не обезьяны или просто люди с улицы, зашедшие в здание ВР погреться и поговорить. Ясно и то, что именно это обстоятельство (что члены депутатской фракции – депутаты, большинство которых измеряется поголовно, а не по живому весу или размеру их совокупного капитала) принималось во внимание, когда в Конституцию вносилась статья 90-ая, в которой первым выписано следующее условие досрочного роспуска Рады: «якщо... протягом одного місяця у Верховній Раді України не сформовано коаліцію депутатських фракцій» – в соответствии с упоминавшейся выше статьей 83. Глубинный смысл этого положения предстал во всей своей красе лишь сейчас (а не в 2007 или 2008 годах, когда тема роспуска ВР, что называется, волновала умы). Не о «коалиции депутатов» речь в ней идет, а именно – о «коалиции депутатских фракций». Очевидно, авторы этой статьи понимали, что половина из 450 нардепов никуда из парламента не денется (речь не о сдаче 150 мандатов, лишающей Раду конституционного большинства, что опробовалось в 2007 году). Но при этом принималась во внимание угроза ситуации, когда 450 высокооплачиваемых и неприкосновенных бездельников могут 5 лет подряд бить баклуши и устраивать «кастинги» у «Шустера», безнаказанно давить рядовых участников дорожного движения и выбивать оплаченные командировки чартером в Монте-Карло.

Теперь же ситуация складывается воистину беспрецедентная. «Мажоритарка», при которой парламентариев избирают по округам, вне зависимости от их партийной принадлежности, давно не действует, как и смешанная система. Действующая система (выборы по так называемым «закрытым» партийным спискам) привела в нынешнюю Верховную Раду уже не просто народных депутатов, а «партийных депутатов», задача которых – создать коалиционное большинство и сформировать правительство в соответствии с партийной («блочной») программой, – избранных именно по ЭТОЙ системе товарищей тоже не устраивает. 

Им хочется лишь одного – окончательно превратиться в бессловесных «кнопкодавов», исполняющих веления единственно верной партии. В общем – возродить Верховный Совет СССР: носить, как миниатюрный бронежилет, значок и возложить всю ответственность на генсека и политбюро.

Все сегодняшние «аргументы» членов фракции Партии регионов («небольшие изменения… в Конституции заложена мина… законопроект коротенький, но судьбоносный» – Бондик; «идите в Конституционный Суд» – Ефремов и т. п.) или спикера Литвина («людям нужно дать определенность… нужно вдохнуть в страну спокойствие») к этому и сводятся. Поскольку из текста предложенного «регионалами» законопроекта ясно, что изменения – колоссальные, поход в КС смысла не имеет, а спокойствия он простым людям не гарантирует. Ибо гарантирует лишь «спокойствие» власти – а эта безмятежность правителей всегда выходила народным массам боком и по самой дорогой цене.

Напоследок предлагаем сравнить положения действующего регламента ВР (выделено курсивом) с предложениями Бондика (выделено п/ж):

Стаття 61. Порядок утворення коаліції депутатських фракцій у Верховній Раді

1. Коаліція депутатських фракцій у Верховній Раді (далі - коаліція) - це добровільне об'єднання депутатських фракцій, яке формується у Верховній Раді за результатами виборів і на основі узгодження політичних позицій. До складу коаліції входить більшість народних депутатів від конституційного складу Верховної Ради.

«Стаття 61. Порядок утворення коаліції депутатських фракцій у Верховній Раді

1. Коаліція депутатських фракцій у Верховній Раді (далі – коаліція) – це сформоване за результатами виборів і на основі узгоджених політичних позицій та на засадах, встановлених Конституцією України і цим Регламентом, об`єднання депутатських фракцій, народних депутатів, до якого входить більшість народних депутатів від конституційного складу Верховної Ради.

(Обратите, кстати, внимание, что в тексте законопроекта Бондика исчезло слово «ДОБРОВОЛЬНОЕ»).

3. Коаліція формується після проведення депутатськими фракціями консультацій. За результатами проведених консультацій за особистими підписами голів відповідних депутатських фракцій, або за рішенням депутатської фракції одним із заступників голови депутатської фракції, укладається угода про коаліцію депутатських фракцій у Верховній Раді (далі - коаліційна угода)

4. В коаліційній угоді фіксуються узгоджені політичні позиції, що стали основою формування цієї коаліції, зокрема стосовно засад внутрішньої і зовнішньої політики, визначається політична спрямованість і принципи діяльності коаліції, а також порядок вирішення внутрішньо-організаційних питань діяльності коаліції та порядок припинення її діяльності. До коаліційної угоди додаються списки членів депутатських фракцій, що сформували коаліцію, з особистими підписами народних депутатів. Списки членів депутатських фракцій є невід'ємною складовою коаліційної угоди.. 

3. Коаліція формується після проведення депутатськими фракціями консультацій. За результатами проведених консультацій за особистими підписами голів відповідних депутатських фракцій, або за рішенням депутатської фракції одним із заступників голови депутатської фракції, укладається Угода про коаліцію депутатських фракцій у Верховній Раді (далі - коаліційна угода). В коаліційній угоді фіксуються узгоджені політичні позиції, що стали основою формування цієї коаліції, а також порядок вирішення внутрішньо-організаційних питань діяльності коаліції. До коаліційної угоди додається список народних депутатів, що сформували коаліцію.

Вновь обращаем ваше внимание: в проекте Бондика предлагается «согласовывать политические позиции» – но без «основ внутренней и внешней политики» и вообще без «принципов».

То есть, суть новой «политики» сводится к одному: договорились между собой, а о чем – уже не суть важно. Важно, что договорились, выражаясь жаргоном большевиков, «всерьез и надолго».

Егор НЕХЛЮДОВ
Категория: Секреты Политики | Добавил: anubis (04.03.2010)
Просмотров: 647 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Проверка тиц Яндекс.Метрика